В ПРОГРАММЕ МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТА


История возникновения гончарства
Техники изготовления предметов быта из глины
Современное гончарство


Hotel Hotel Hotel

ИСТОРИЯ ГОНЧАРСТВА

Hotel Гончарство — обработка глины и изготовление разнообразной кухонной посуды, а также кирпича, кафеля и другой керамики. Гончарные изделия на территории Украины, принадлежавших к трипольской культуре, уже определялись изысканностью форм, интересной озлобленностью. На ручном гончарном круге, что появился здесь во II в. н.е., с использованием специальной обжиговой печи — горна — изготавливалась основная масса керамической посуды в Киевской Руси, где гончарное ремесло достигло высокого уровня. В XIV—XV вв. на Украине начали применять более совершенный и производительный ножной круг. Украинские гончары производили разнообразную посуду для приготовления, хранения и подачи на стол тех или иных блюд (горшки, миски и тарелки, кувшины, макитры, крынки, чаши, тыквы, бочонки, довжанки, баньки, куманцы), а также декоративная посуда, изразцы, черепицу, кирпич, детские игрушки и прочее.

Hotel Расцвету гончарства на Украине способствовало наличие в ее недрах залежей высококачественных красных, красно-бурых и светло-серых глин. Это обусловило возникновение значительных очагов керамического производства. На Киевщине — это Дыбинцы, Васильков, Канев, Новые Петровцы, Моринцы, Гнилец; на Полтавщине — Опошня, Хомутец. Комышня; на Черниговщине — Ичня, Городня, Короп, Нежин, Олешня, Кролевец, Шатрищі; на Подолье — Бубновка, Бар; на Западной Украине — Косов, Коломыя, Ужгород, Хуст, Ольхівка, Дубовинка; на Харьковщине — Изюм, Просяное, Новая Водолага; на Волыни — Ракита, Дубровица и др. Изделия этих гончарных центров имели общие черты, но одновременно и локальные особенности. Так, знаменитый опошнянский посуда отличался тонкостінністю, двух-трехцветным росписью в виде кривулин, черточек, точечек и тому подобное. Опишня славилась также декоративной скульптурой и детской игрушкой. Для Волыни является характерной керамика серого, черного, сине-черного цветов — сиваки. Их декор состоял из разнообразных линий, которые образовывали своеобразные узоры — сосенки, стовбики, елки, клетки. Подольская керамика отмечалась огнево-красным фоном и оригинальной орнаментикой — пышные цветы, ветки с плодами, грозди винограда. Посуда некоторых черниговских мастеров разукрашивался специфической техникой брызг и подтеков. Мастера Косово создали высокохудожественную технику гравированного росписи, оригинальной форме изразцы, светильники, расписные миски и много других неповторимых изделий. Процесса изготовления керамических изделий предшествовала заготовка глины, которую копали в местах ее залегания — глинищах. Глину месили руками или ногами и формировали у балабухи, каждый из которых был рассчитан на изготовление отдельного сосуда. После изготовления изделия его ставили на специально устроенные в доме под потолком доски для подсыхания. Затем его расписывали и наносили эмаль — полива. После этого посуду для прочности обжигали в горне.

Hotel Гончарный круг - основное орудие для изготовления гончарных изделий. Известно с IV тысячелетия до н.е. Сначала было проще - ручным, впоследствии совершенным -ножным. Пальцами, а также деревянным ножом (стеком) сосуде предоставляли необходимой формы, а ее стенкам — определенной толщины и гладкости. Рельефные орнаментные делали специальными палочками. Расписывали при помощи куриного перышка или так называемого рожка при медленном вращении гончарного круга. После окончания работы гончар тонкой проволокой срезал изготовленную вещь из круга — именно поэтому все такие изделия имеют ровное плоское дно.


  

  КОНТАКТЫ

  • Tel: 050-7152124
  • Tel: 097-0446879
  • E-mail: red.cat@bigmir.net